Школа социальной зрелости

Понедельник, 06.05.2024, 19:45

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Гармония и здоровье | Регистрация | Вход

 
  • Поддержка здоровья есть долг. Не многие, по-видимому, знают, что есть еще нечто такое, что можно бы назвать физической нравственностью… Всякое неповиновение законам здоровья есть физический грех. Г. Спенсер 
  • Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.               А. Шопенауер 
  • Человек, которому некогда заботится о своем здоровье, подобен ремесленнику, которому некогда наточить своих инструментов . И. Мюллер
           ЗДОРОВЬЕ – это такое состояние духа, эмоционально-психической и физиологических сфер жизнедеятельности человека, которое создает наиболее благоприятные условия для расцвета его личности, его талантов, и способностей, для осознания им своей неразрывной связи с окружающим миром, своей ответственности за него./Шаталова Г.С., Философия здоровья, М., Елен и К., 1997г./
 
- Здравствуйте!
- Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
- Здравствуйте! Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «Здравствуйте!», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку родостней сделалась жизнь?
В. Солоухин
 
Гармония и здоровье - одно из направлений авторской программы М.В.Коркиной "Школа социальной зрелости"
 
Ø  Контингент слушателей: учащиеся 1-11 классов
 
Ø Цель: формирование осознанного экологического отношения  учащихся к духовному и физическому Здоровью человека, потребности в здоровом образе жизни.
 
Ø Задачи:
· помочь  учащимся осознать себя частью Природы, необходимости жить в гармонии с ее Законами;
· пробудить желание совершенствовать физическое, психическое и духовное Здоровье через познание особенностей и потребностей своего организма;
· обогатить учащихся знаниями о факторах, способствующих сохранению и укреплению Здоровья, профилактике заболеваний; · научить правильному практическому применению доступных оздоровительных, профилактических методов;
· способствовать желанию и умению применять и пропагандировать приобретенные знания и навыки; · помочь в осознании причинно-следственных связей Здоровья Родителей и Ребенка.
 
Ø Формы и методы работы: комплексные занятия; беседы, консультации, мультимедийные презентации, видеопрограммы, анкетирование, элементы тренинга, сюжетно-ролевые игры, раздача тематических буклетов, памяток. Работа волонтерской группы учащихся.
 
Ø Форма организации: урок социальной зрелости (10-е классы), классный час (1-11 классы, по заявке класса), акция, массовая, групповая, подгрупповая, индивидуальная работа
 
Ø Темы:
  • Жизнь и Здоровье – величайшие ценности человека. Слагаемые здоровья.
  • «Болезнь – признак невежества.» Субъективные причины болезни.
  • Анатомо-физиологические, психологические особенности подросткового возраста.
  • От девочки – к женщине. Циклические изменения. Гигиена девушки.
  • Пути сохранения здоровья девушки. Ценность целомудрия.
  •  От мальчика – к мужчине. Этапы взросления. Гигиена юноши.
  • Пути сохранения здоровья юноши. Ценность целомудрия.
  • Проблемы и пути сохранения репродуктивного здоровья молодого поколения.
  • Венерические болезни. /Причины, симптомы, профилактика/.
  • Слагаемые здорового образа жизни. Понятие о биоритмах, режиме дня.
  • Умеем ли мы отдыхать? Виды отдыха. Условия здорового сна.
  • «Мы есть то, что мы едим». Понятие о здоровом естественном питании.
  • «Хочешь быть счастливым – будь им!» Влияние на здоровье человека позитивного эмоционального настроя на жизненные ситуации.
  • «Внимание: стресс!» Как не навредить себе и окружающим.
  • Влияние на здоровье вредных привычек: табачная, алкогольная, наркотическая зависимость. Профилактика, признаки, пути избавления от зависимости (3 занятия).
Ø Видеоклуб "КАЛЕЙДОСКОП". Видеопрограммы:
o Роковой шаг  (профилактика наркомании)
o Путь в никуда (профилактика наркомании)
o Не переступи черту (профилактика токсикомании)
o Голубая смерть  (профилактика курения)
o Никотин и потомство (профилактика курения)
o Женское здоровье (профилактика абортов, вредных привычек)
o Я больше сюда никогда не вернусь (профилатика алкоголизма)
o От девочки – к женщине (психофизиологические особенности, пути "бережения" себя))
o От мальчика – к мужчине и др. (психофизиологические особенности, пути "бережения" себя)

Ø Акции:
-  "Школа - территория здоровья" (ноябрь-декабрь)
-  "Здоровым быть можно, нужно, престижно!" (апрель)
 
 Ø Дискуссионный клуб "Мое мнение"
- Болезнь - признак невежества!?
- Здоровым быть престижно!?
 
Информация для родителей
 
Здоровье девочек - золотой фонд нации
 
 «Физиком и математиком быть не всем, а вот мужем и женой, отцом и матерью – всем. Вот почему половое воспитание является если не главенствующим, то очень важным в общем воспитание детей  и подростков» А. Макаренко
             В семье растет девочка… Пока – чья-то дочь, внучка, но скоро – женщина, жена, Мать! Жизнь многогранна и счастье человеческое, а особенно, женское, - это не только работа, пусть даже «звездная» карьера. Куда ценнее - родные люди, свет и тепло дружной семьи, где тебя понимают, любят, ждут… Наверное, семья дорога каждому в любом возрасте, но в детстве и юности мы мало задумываемся о том, что «семья ведь тоже созидается, а не дается готовою…», что это «школа тончайшей дипломатии», неустанный труд души, творчество, это не столько праздники, сколько рутинный труд будней, который нельзя игнорировать. Это большая забота и ответственность. Как часто мы потом, взрослея, совершая неверные шаги, сетуем: «знать бы, где соломки подстелить…» И когда у наших взрослых детей появляются свои проблемы, мы начинаем понимать, что недостаточно готовили их к самостоятельной жизни, а чаще – просто не готовили, считая, что «вырастут – сами все узнают»…
           Сегодня последствия нашего невежества в этом вопросе проявляются в жизни конкретных людей, семей, общества. Низкий уровень культуры взаимоотношения полов породил: ранние сексуальные отношения (30% девочек имеют опыт половой жизни до 15 лет, 60% - до 18 лет, средний возраст сексуального дебюта -14,5 лет), аборты (каждый десятый аборт сделан несовершеннолетней девушкой), раннее материнство, уже в первые годы совместной жизни распадается 60% молодых семей, а статус «мать-одиночка» стал для нас почти обычным явлением; 43% детей живут в семьях, где родители состоят в повторных браках, сейчас в РФ более 700 тысяч детей сирот, из них 2/3 – при живых родителях (после ВОВ – 678 тыс.); брошенные дети (в 2004 г. в роддомах г. Нижнего Новгорода оставлено 160 детей), беспризорные дети, детский суицид…; вредные привычки (курящие девушки!), алкогольная, наркотическая зависимость, рост инфекций, передающихся половым путем (за десять лет в 56 раз возросло количество ИППП среди девочек-подростков).
          Подростковый возраст – это возраст самоопределения, поиска себя, своего «места под солнцем», жизненных ориентиров. Это пора дружбы, влюбленности, для кого-то – первого сексуального дебюта. Особенно бурно проявляют себя изначально заложенные природой «страсти к взрослению, развитию и свободе» (по Амонашвилли). Усложнение мыслительных функций в этом возрасте сочетается с высокой эмоциональностью, часто – с негативизмом к сложившимся до них нормам, стереотипам, отмечается подражание кумирам, клановость. Тинейджеры выводят свои формулы общения, любви, счастья, требуют уважения, стремятся к независимости, экспериментируют, осваивают половое поведение. Девушкам изначально свойственны поведенческие реакции, связанные с половым влечением: кокетство (желание привлечь к себе внимание), стыдливость, потребность нравиться, хорошо выглядеть. Однако, сегодня эти естественные реакции у многих осознанно или неосознанно искажаются и, наслаиваясь на отсутствие жизненного опыта, ценностных ориентаций, влекут за собой нарушение правил самосохранения: «безобидные» топики, распущенные волосы, пирсинг, сигарета, банка пива, поиск любовных приключений…
         Всем известно, что «запретный плод сладок», поэтому важно не запрещать, а информировать, учить размышлять о возможных последствиях своего выбора, осознанно принимать решения в конкретной ситуации и быть ответственным за свой выбор. Важно выработать нравственный иммунитет ко всему безобразному, аморальному, опасному, что поможет устоять в ситуациях риска.           
       Сформированная потребность в здоровом образе жизни поможет сохранить свое душевное и физическое здоровье, чтобы реализовать в жизни свои планы, воспроизвести здоровое потомство. Сегодня специалисты констатируют драматическую ситуацию с состоянием здоровья девочек - будущих матерей: абсолютно здоровы только 7-12% девочек; соматические заболевания отмечаются у 75%, из них у 30% - выявлена тяжелая хроническая патология; заболевания репродуктивной системы имеют 18-35% девочек-подростков (за 2 года в 10 раз возросла патология матки и придатков). В 3 раза чаще имеют заболевания девушки, живущие половой жизнью. В анонимном анкетировании девочки-подростки указывают мотивы раннего начала интимной близости: влюбленность, любовь – 90%, физическое влечение – 31%, настойчивость партнера – 12%, любопытство – 13%, самоутверждение - 22%.
       Социальная значимость здоровья девочек обусловлена тем, что они представляют собой ближайший человеческий резерв женской половины общества, ближайший резерв воспроизводства населения. Сейчас в РФ всего 15,.5 млн. девочек от 0 до 18 лет! Их нездоровье может быть одной из важнейших причин сохранения низкого уровня рождаемости, высоких показателей младенческой и материнской патологии, смертности. Особую значимость проблеме здоровья подростков придает демографическая ситуация в стране, обусловленная не только социальными причинами, но и низкими репродуктивными возможностями современного населения детородного возраста. «Русский крест» - термин, свидетельствующий о возрастающей смертности и низкой рождаемости в РФ; показатель рождаемости 1,2–1,4 ребенка на одну женщину (необходимая планка воспроизводства населения – 2,2 ребенка); среди 15 субъектов РФ Нижегородская область занимает 1-е место по убыли населения (самый низкий прирост и высокая смертность): смертность (на 1 тыс. чел.) в 2004 г. – 19,8 чел. (в 1999 г. – 16,9 чел.); рождаемость – 9,1 чел; младенческая смертность 13,5 чел (на 1 тыс. новорожденных), в Самаре – 8, в странах ЕЭС – 7; материнская смертность (связанная с деторождением): Нижегородская область – около 30 чел. на 10 тыс. чел. (43 женщины умерло за 3 года), в странах ЕЭС - 5; РФ стабильно уже много лет занимает ведущее место в мире по числу абортов - до 2, 5 млн. в год; (страны ЕЭС – 17 на 1 тыс., Нижегородская область – 44 (2004г.) Только 20% женщин, встающих на учет по беременности считаются относительно здоровыми, только 30% родов - нормальными; более 90% новорожденных детей имеют явную или скрытую патологию, из них 5% - врожденные уродства.
        Русское население катастрофически убывает. Считается, что к 2010г. 60% населения РФ будут составлять эмигранты. Статистика констатирует драматическую ситуацию, побуждающую специалистов разных областей нашей жизни принимать срочные меры для позитивных изменений. В «Национальном плане действий в интересах детей» среди комплекса предлагаемых действий сделан акцент на пропаганде здорового образа жизни, в т.ч. репродуктивного, сексуального, физического и психического здоровья. Отмечена необходимость проведения информационных и образовательных мероприятий в области охраны здоровья женщин и детей, безопасного материнства, повышении ответственности населения за состояние своего здоровья и здоровье своих детей .
       Реализация образовательных программ, ориентирующих молодежь на здоровый образ жизни, на формирование культуры родительства ведется во многих регионах России (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Самара, Нижний Новгород и др.)
       Опыт работы (с 1994 г.) с девочками-подростками (14-16 лет) по авторской программе «Материнская школа» позволяет автору сделать выводы: - при первых встречах со специалистами у подростков отмечается интерес к новизне, необычности, «взрослости» тем, возможности получить ответы на многие вопросы, порой не обсуждаемые даже с мамой; им присущ низкий уровень мотивации на подготовку к будущему материнству, многие даже не предполагали, что к этому нужно готовиться; - при углублении в программные темы заметно повышается интерес к знаниям, к самопознанию, самосовершенствованию, меняется отношение к себе, увеличивается степень осознанного взросления. Одна из учениц поделилась: «Если раньше я относилась к себе просто как к девчонке, то теперь отношусь – как к будущей матери…».
        В школе № 185 складывается система подготовки юношей и девушек к достойному исполнению в будущем роли семьянина, родителя. С 2004 учебного года с учащимися 8 - 11-х классов проводятся встречи с представителями Центра родительской культуры "Исток", с медицинскими работниками, с психологом. С 2007 г. в школе реализуются проекты "Осознанное Родительство", "Воспитание семьянина" (автор Гончарюк Г.А.). С 2009 г. работает подростковое объединение "Материнская школа Исток",  программа "Школа социальной зрелости" (автор Коркина М.В.), где аналогичная тематика реализуется через блоки: «Познай себя», «Экология души», «Гармония и здоровье», «Мир семьи». Данные анкетирования учащихся позволяют сделать вывод: по мере обогащения учащихся знаниями по темам программ, повышается уровень мотивации к осознанной подготовке к будущей семейной жизни, к родительству, ответственней становится отношение к своему здоровью, улучшаются отношения с родителями и др.    
       Традиционно встречи в "Материнской школе", на занятиях в "Школе социальной зрелости" начинаются с «минуты тишины» - аутотренинга на гармонизацию состояния и восприятие информации. Беседы, дискуссии, вопросы-ответы, мозговой штурм, решение ситуативных задач, знакомство с культурологическим материалом по теме (произведения разных литературных музыкальных, песенных, изобразительных жанров) – далеко не полный перечень методов и приемов, помогающих подросткам приобретать знания, чувственно воспринимать информацию, размышлять, формировать мировоззрение. Обогащают учебный процесс  тематические  мультимедийные презентации,  просмотр и обсуждение видеофильмов: «Что ты знаешь о себе?» «Кто качает колыбель?», «Маленькая мама», «Не убий!», и др. Углубляются знания по интересующим подростков темам на классных часах, в кружковой работе, в индивидуальных беседах, консультациях. В начале каждого учебного года с девочками проводится беседа «От девочки – к женщине», "Сбереги себя", где откровенно обсуждаются вопросы взросления, гигиены, бережения себя, значимости целомудрия, отношений с юношами и др. Девушки получают памятки, буклеты, используют книги соответствующей тематики. Повышают в сознании молодых статус здорового образа жизни, семьи, материнства общешкольные акции: «Молодежь – за здоровый образ жизни», "Школа - территория здоровья", "здоровым быть можно, нужно, престижно!", «День Матери», «СПИД не спит», «День семьи» и др., в рамках которых проходят встречи со специалистами, оформляются тематические стенды, стенгазеты. Работа по социализации подростков, сохранению их здоровья должна вестись в образовательном учреждении и семье систематически, комплексно.                                                                
       Результативность такой деятельности можно проследить по многим критериям: состояние здоровья подростков, соблюдение ими правил здорового образа жизни; уровень информированности, коммуникативной культуры; ценностные ориентации, увлечения, отношения с представителями противоположного пола, манеры поведения, стиль одежды и др. Великая Школа Жизни расставляет оценки всем, каждый получит результат своих деяний. Очень хочется, чтобы у нас и наших воспитанников было больше светлых, радостных дней на жизненном пути, чтобы все сберегли себя и своих близких в перипетиях судьбы.
          М.В. Коркина, автор программы "Школа социальной зрелости"
***Статистические данные: материалы 6 Всероссийского форума «Мать и дитя», городской научно- практической конференции «Общество-семья-ребенок», г. Н. Новгород.
 
 
 

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей